Ю.Г.: Вы не против, если мы начнём с вашей биографии?
С.И.: Нет, не против.
Ю.Г.: Спасибо. Расскажите, пожалуйста, где родились, общую информацию о родителях.
С.И.: Родился я в Свердловске, который после 2001 года стал называться Екатеринбургом. Испытывал гордость за то, что родился в Орджоникидзевском районе 17 мая, в день рождения района, даже есть медаль за это. Мама работала на заводе, должность: инженер по серебру. Папа сначала работал водителем такси, потом водителем скорой помощи.
Ю.Г.: Спасибо. Есть ли у вас яркие воспоминания из детства?
С.И.: Ребёнком я был нелюдимым и, ввиду проблем с произношением, у меня было очень мало друзей. То есть, друзья появлялись, но так же быстро исчезали, и, как таковой, крепкой дружбы через всё детство не протянулось.
Самые яркие воспоминания были связаны скорее с какими-то «одиночными вылазками», я лазал по невысоким зданиям, прятался где-нибудь в зарослях крапивы, и вот эти «одинокие путешествия» до сих пор вспоминаются, снятся, будто это было вчера.
Ю.Г.: Интересно. А каким вы были в школьные годы?
С.И.: Я учился в двух школах: первая была в Орджоникидзевском районе, на улице Стачек и номер её был 67. Там я проучился до девятого класса, никакой особенной у неё специализации не было. С первого по девятый класс я дружил с Димой Большаковым, сейчас он работает в ФСБ и время от времени, когда мы видимся, иронизирует, что настанет когда-нибудь время, и он меня лично расстреляет. Это шутка, оставшаяся ещё со школьных времён.
Вторая школа, это гимназия номер 9 у городского пруда, там была специализация «архитектура», и я очень чётко намерен был пойти в архитектурный институт, по специализации «архитектура книги, книжная графика», но к моменту, когда я окончил школу, эту специализацию закрыли и в итоге моя учёба в архитектурном не заладилась. Воспоминаний, связанных с девятой гимназией очень много, в основном они связаны с увлечением музыкой. Я состоял в музыкальной группе, в качестве гитариста, писал очень много песен. К счастью, этого всего не сохранилось, и надеюсь, что это никогда и нигде не всплывёт.
Ю.Г.: А были любимые или нелюбимые предметы в школе?
С.И.: В 67 школе я действительно любил химию, физику и в основном технические специальности, но поскольку с детства рисовал, и мама надеялась, что я пойду именно по этой линии, то меня в девятой гимназии вывели на гуманитарную линию, и там уже основной стала уже литература, кроме того, мировая художественная культура, по ней у нас был замечательный преподаватель Тамара Алексеевна Русских. Ещё я состоял в школьной стенгазете и именно там познакомился с таким явлением, как современная поэзия, потому что до этого литература была для меня абстрактной и далёкой, а к нам приходили разные писатели, друзья Тамары Алексеевны, в том числе нынешний глава «Союза писателей России» Евгений Касимов. Внутри коллектива были частые беседы о современной Екатеринбургской культуре, и именно там я открыл для себя базовые имена, на которых я уже определил своё личное творчество.
Ю.Г.: Как окончили школу и были ли трудности с выбором дальнейшего образования?
С.И.: Школу окончил с одной тройкой по английскому языку, языки мне никогда не давались, потом в институте я бросил английский и пытался учить французский, сдал и тут же забыл, сейчас об этом жалею, так как хотел бы поработать в области переводов. После школы я был твёрдо уверен в том, что пойду в архитектурный, но увлечения рок музыкой, ролевыми играми и ещё много чем… перечеркнули моё дальнейшее образование, и чудом мне удалось поступить в РГППУ по специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные технологии». Интересно, что последующую жизнь я работал по своей специальности, то есть я сейчас работаю дизайнером, но дизайнером в области русских сувениров, то есть практически по образованию. Ну вот архитектурный институт у меня не заладился, у меня не было ни дружбы с коллективом, ни каких-то ярких впечатлений. Самое яркое – педагог по академическому рисунку Дмитрий Литвинов, на чьих рисунках я построил стиль собственной графики. То есть, я признаю, что все мои достижения в графике — это «кальки» с Дмитрия Литвинова и Евгении Стерлиговой. Ничего нового я не открыл, просто развил чужие мотивы. А вот второй вуз, Российский Профессионально-Педагогический, там было много мифологии, поскольку мы работали с народными технологиями, с народным искусством, нам широко преподавали мифологию, именно тогда сказки стали моей любимой темой и в дальнейшем, в стихах не напрямую, но так или иначе использую образы и мотивы из сказок.
Ю.Г.: Спасибо. И последний вопрос о биографии. Кем и где вы сейчас работаете?
С.И.: Я уже упомянул, что я работаю дизайнером в интернет-магазине русских сувениров. Занимаюсь разработкой адресной продукции, создаю сказки для маленьких городков, разрабатываю единую линию дизайна, которую уже разные производители по моим эскизам производят. Обычно это чашки, блокноты, рюмки, ручки и прочая сувенирная продукция.
Ю.Г.: Теперь поговорим о вашем творчестве. Вы поэт, художник, какая из этих сфер вас заинтересовала раньше?
С.И.: Вообще, я изначально думал, что буду художником, и поэзия пришла совершенно случайно, хоть и была связана с художеством. То есть, в пять лет я попал в пожар, меня вытащили из пожара, прижимающим к груди коробку карандашей, и моя бабушка решила, что это знак, что я должен рисовать и меня достаточно рано определили в художественную школу. И когда я пришёл туда первый раз, я попал на мероприятие, какой-то отчётный концерт. И, увидев знакомые памятники искусства, я стал их называть. Руководитель был удивлён тому, что маленький мальчик знает какие-то базовые шедевры живописи, памятники. После этого для меня провели серию тестов. Я очень хорошо рисовал от руки прямые линии, чувствовал композицию. И сразу меня определили на третью ступень обучения. Так что художественную школу я окончил почти экстерном. Ещё я был увлечён скульптурой и думал в будущем заниматься скульптурным изображением животных, я даже слепил невероятное количество обезьян, кошек, слонов, и мне это всё безумно нравилось. Но мама считала, что надо заниматься чем-то серьёзным и чётко двигала меня в направлении архитектуры, живописи. Меня вытащили из художественной школы в очень серьёзную студию при первой художественной школе, где мне быстро обломали «рога и крылья», объяснили, что все мои понты и мечты – это посредственно и неинтересно. Но, тем не менее, там мне заложили крепкую базу, и я благодарен всем своим педагогам, которые меня совершенно справедливо «секли». Поэзия пришла достаточно поздно, для меня она была органичной частью обыденной жизни. То есть, я с детства помнил большой список стихов, моя прабабушка мне вместо колыбельных пела на свои мотивы стихи Лермонтова. Но я никогда не думал, что когда-нибудь буду писать сам. То есть, в девятой гимназии, когда мы начали работать со стенгазетой, произошла такая вещь, что начали собирать сборник стихов школьников, и я его начал оформлять, подумав: «Ну что это за фигня? Я такое же напишу». И предложил несколько своих стихотворений, абсолютно хулиганских, сделанных так, на спор. И то, что они были опубликованы, меня потрясло, но не вдохновило на продолжение. Серьёзно я осознал то, что имею какое-то отношение к слову лет в двадцать семь, а до этого было чистой воды хулиганство, развлечение, без какого-то серьёзного отношения. Да, я мыслил себя как художника, а вот в двадцать семь лет произошёл какой-то перелом, и я моментально вошёл в литературную тусовку края, встретил учителя, который сильно поменял моё мировоззрение.
Ю.Г.: Помните ли вы стихи из вашего раннего творчества? Если можно, прочтите один для интервью.
С.И.: Да, я прекрасно помню ту ерунду, которую я писал, когда был маленьким.
Зеленые земные облака
на тонких извивающихся ножках
и тихая небесная река
стучатся по утрам в мое окошко.
Зеленые земные облака,
и белые небесные поляны
и ласковая женская рука
над фортепьяно.
Вчера меня покинула тоска.
Вся жизнь моя как ягода в лукошке.
Зеленые земные облака
плывут вдоль нескончаемой дорожки.
Ю.Г.: Очень классно! Красиво.
С.И.: Это написано в пятнадцать лет, и я к этому всерьёз не относился. А первый текст, в котором я увидел что-то серьёзное, это было стихотворение "Воробьиные боги", после него я понял, что стихи материальны, что это не набор слов, что они обладают какой-то своей жизнью, мистикой.
Ю.Г.: В предисловии Альмонаха "Щегол-2018" было написано, что вы ездили по Уралу и искали таланты. Можете подробно рассказать?
С.И.: На самом деле, у меня был дикий голод, когда я столкнулся на первом курсе института с тем, что на Урале существуют невероятные, мощные, интересные поэты, потому что я их искал не как поэт, а как читатель. Я искал не среду, а именно тексты, которые я хотел услышать, прожить. На первом курсе я прочитал журнал "Несовременные записки", который выпускал Виталий Кальпиди, и там встретил трёх поэтов: Тягунова, Санникова и Кондрашёва. С последними двумя мы впоследствии стали близкими друзьями, Тягунова я застать не успел. И я начал спрашивать себя "Где существует интересная современная поэзия?"
Мне сказали, что поэзию нужно искать в "ролевых играх". И я залез в ролевые игры именно для того, чтобы послушать ролевых менестрелей, ролевых поэтов, найти действительно что-то важное. За все годы, связанные с ролевым движением, действительно я встретил нескольких невероятных музыкантов, которые, как я считаю, создают историю современной литературы, но большого поэта, именно исключительно поэта, я встретил только одного. Это Евгений Сусоров. И очень сожалею, что он практически не издан, практически неизвестен. Мне иногда удаётся что-то для него сделать. Вот сейчас в Германии выходит журнал поэзии "Плавучий мост". В этом году там будет публикация Евгения, его четыре стихотворения я пробил в печать.
Ю.Г.: Как вы попали в издательство Марины Волковой и с какими издательствами работали вообще?
С.И.: Изначально я очень долго сотрудничал с издательством "АМБ", это было государственное издательство. Поскольку я работал в музыкальном клубе и выпускал нотные сборники и сборники песен. Там же была сделана попытка издать мою книжку, она в итоге вышла в чужой редактуре и сильно искажённая. Я стесняюсь о ней говорить, но тем не менее книжка есть, и она сделала определённую страницу в истории. Была первая крупная рецензия на неё в Московском журнале "Вавилон"- одном из важнейших поэтических журналов России. Книжка называлась "Конец оценок", и самое ценное в ней - это палиндром названия. Первая моя книжка вышла в Нижнем Тагиле, в издательстве "Союз", за это большое спасибо Андрею Санникову и Евгению Туренко. С этой же книжкой я приехал в Москву, где предполагалось, что я возьму первую премию фестиваля "Илья премия", и должна была выйти моя книжка в Москве, но из-за того, что я приехал с уже готовой книжкой и отказался скрыть этот факт, книжку издали другому человеку. Но у меня остались долговременные дружественные отношения с "Илья премия" и я туда рекомендовал множество авторов. Вторая книжка вышла в Нью-Йорке, это было издательство "Евдокия", главный редактор – Сергей Слепухин – находился в Екатеринбурге. Издательство было международное, оно выпускало международный журнал на русском языке "Белый ворон", я даже некоторое время пытался там быть редактором, но не заладилось. Вот что рассказывать про издательства?
По сути, ты просто делаешь ту работу, которую тебе предлагают. С Мариной Волковой было всё иначе, она помимо издательской работы делает очень много культуртрегерской работы. То есть, она садит писателей и своих помощников в машину и едет по городам. Чтобы читатель и возможный в будущем писатель столкнулись лицом к лицу. Если до этого я считал, что на публику читать необязательно и не нужно, стихи есть только на бумаге, то Марина поставила меня перед фактом, что пока тебя не услышат, пока ты не поговоришь с людьми, возможно, для них никогда существовать не начнёшь. Именно с того момента я задумался, что нужно выходить и говорить с людьми напрямую, хотя до сих пор не люблю это делать. Началось это всё в 2013-2014, а серьёзно всё завертелось уже в 2015. Книжка, которая вышла у Марины Волковой, была самой успешной потому, что я решил отказаться от авторской редакции и ориентироваться на стороннего редактора. Первые книги я совместно делал со своим учителем Андреем Санниковым, книгу "Конец оценок" сделали вообще без моего присутствия. После встречи с Мариной я решил, что должен быть сторонний редактор, этим редактором выступила Екатерина Симонова и она с моего разрешения очень жёстко резала все стихи, иногда оставалось меньше 10% от стихотворения. Но, опять же, издатель имела свой взгляд на книгу, не приняла редактуру Екатерины, и уже из "редакторских огрызков" и вариаций Екатерины я создал нечто третье. То есть, получилась и не Екатеринина редактура, и не издательская редактура, а какой-то новый продукт. Книга как бы сама себя структурировала под названием "Грунт". Для меня эта книга была неким открытием, потому что мне удалось уйти от осознания того, что эти стихи написал я сам. У меня до сих пор такое ощущение, что "Грунт" это книга, которая возникла из неоткуда на базе моей жизни, моего общения с несколькими людьми. То есть, материализовавшиеся дыхание, а не плод какого-то ума и сознания.
Ю.Г.: В нашем сообществе есть разные авторы, что бы вы им пожелали?
С.И.: Не так давно, в одном интервью я бросил глупость, эта глупость была растиражирована. Я о ней много думаю и начинаю соглашаться с тем, что это не совсем глупость. Я сказал, что поэт начинает своё становление, когда у него появляется свой некий путь. Этот путь не совсем точное определение, а скорее у поэта должен присутствовать некоторый метод, понимание, с которым он смотрит на мир. Вот тогда начинается поэзия. То есть, конечно, в поэзии форма - это первичное. Прежде всего думайте, как устроено ваше стихотворение, какие у него есть особенные детали, которых нет больше нигде. Именно с этого надо начинать и к этому нужно идти. К уникальности, к единичности. То, как сказали вы, не скажет больше никто. Думайте прежде всего об этом. Вы говорите уникальные вещи. Сто раз поэзия повторяет одно и то же, но возвращается вновь и вновь, возвращается тем, что приносит новую форму, а не новое содержание, оно всегда одинаково.
Ю.Г.: Спасибо. Ещё такой вопрос. Может ли человек имеющий рабочую специальность, будучи неграмотным, быть литератором?
С.И.: Легко! Вообще филология это совершенно отдельная стезя, она не связанна с письмом, она связанна с анализом, критикой, серьёзным кропотливым трудом над чужими словами. То, что пишешь ты сам, оно существует параллельно с жизнью. Есть конечно люди как Алексей Сальников, который только писатель и только прозаик, но он начинал как авторемонтник, ремонтировал автомобили. Но, тем не менее, он один из крупнейших писателей современного Урала. А я вот всю жизнь рисовал и продолжаю зарабатывать как художник, для меня рисование - это профессия. А поэзия - это какая-то сущность, это способ жизни, способ мышления, какое-то обязательное условие моего «я». Но это не заработок, это что-то находящееся вне. Когда литература мне приносит какие-то деньги, я этому удивляюсь и принимаю, но никогда на это не надеюсь.
Ю.Г.: Скажите своё мнение о современной поэзии и литературе. Выделяете ли вы уральскую литературу от остальной России?
С.И.: Я выделяю её только потому, что я в этом "Хогвартсе" воспитался, потому, что я всех этих людей люблю, знаю, с кем-то дружу, с кем-то в конфликте. Ведь конфликты по сути, тоже дружба.
Иногда многолетняя вражда сближает людей невероятно. Сейчас в России с литературой всё хорошо. Сейчас идёт невероятный ренессанс русского слова, к русскому языку очень трепетное и внимательное отношение. Все крики о том, что мы деградируем и летим в "тартарары", совершенно неправильны. В России существует огромное количество великолепных поэтов, параллельно с ними огромное количество шоуменов от литературы. И сейчас чётко нельзя сказать кто из них останется в литературе, а кто забудется. К примеру, при А.С. Пушкине, гораздо выше ценился поэт Нестор Васильевич Кукольник, и кто сейчас его вспомнит? Кто сейчас вспомнит Надсона, а он был более знаменит чем какая-нибудь Астахова сейчас. По сути, это явление одного ряда. То бишь, существуют некие "культовые авторы" и те, кто что-то изменил, оставил после себя. В каждом поколении есть пена, которая сходит и практически не вспоминается. Я не могу сейчас точно сказать, кто будет символом нынешней эпохи, но я знаю, что претендентов огромное количество и это прекрасно.
Ю.Г.: В нашем диалоге я вас просил прочесть что-нибудь из раннего творчества. Сейчас же прошу из последнего.
С.И.: Если читать самое последние, то я его ещё не публиковал. И, по условиям одного конкурса, не могу, поэтому прочту предпоследний текст, который является верлибром. Вообще к верлибру у меня очень серьёзное отношение. Одним из моих литературных "дедушек" (учитель моего учителя) был Геннадий Алексеев, который вообще определил историю развития русского верлибра. И в один момент мне стало интересно, как сделать что-то на отрицание. То есть, весь текст должен быть построен на уничтожении этого текста. И где-то три года я думал об этом, а потом текст пришёл сам.
Первое слово в стихотворении
оказалось непроизносимо,
начал со второго.
Второе выглядело
сладеньким,
пгишлось пгистгелить.
Третье не прошло семейную цензуру:
никто не отделяет
автора от лирического героя,
и если имя в посвящении отличается
от имени жены поэта –
напрашиваются выводы.
Четвёртым стояло слово «Всё».
Хармс завершал им свои тексты.
Хармса
вычеркнул.
Я регулярно слышу, что верлибр - это не поэзия, верлибр не музыкален. Но как я уже повторял, верлибр – это сложная структура, для меня эта структура видна, существует и ощутима. И те верлибры, которые я иногда себе позволяю, они для меня являются поэзией.
Ю.Г.: Спасибо, со смыслом. Теперь вопрос, интересующий конкретно меня. Я помимо поэзии занимаюсь экологией. Согласны ли вы, что за этим направлением будущее, что это наше всё?
С.И.: Хороший вопрос. Я считаю, что экология это просто нормально. Я много лет занимаюсь туризмом и регулярная проблема во всех походах это куда девать следы человека. Несколько раз мы устраивали акции. Просто шли по берегу реки и гасили костры, убирали мусор. То бишь, мы брали грузовой катамаран и собирали огромное количество мусора, оставленного людьми. Экологическое воспитание, экологическое мышление – оно нормально, естественно и должно задаваться ещё в школе. Просто внимательное и бережное отношение к миру. Город избаловал человека. Всё-таки, чем меньше мы оставляем после себя следов, тем лучше. Но надо понимать, что мы не всегда понимаем законы природы. То есть, некоторые вещи, которые человек истерически проповедует, могут с природой быть несовместимы.
Ю.Г.: И последний вопрос. Как вы относитесь к вашему родному городу Екатеринбургу?
С.И.: Екатеринбург мне очень долго не нравился. Я мечтал из него сбежать и думал, что мне это практически удалось. Но как-то я встретил девушку в Перми, которая оказалась фанаткой Екатеринбурга. И пока я гулял с ней по Екатеринбургу, я постепенно его полюбил. Когда мы с ней расстались, мне было очень тяжело здесь оставаться, потому что весь город был пропитан ею. И я стал искать особые места, где она не бывала. И вот это двоичное исследование Екатеринбурга, - сначала показать всё самое любимое, а потом найти кусочек и для себя, - это сроднило меня с городом. И если чётко говорить кто я, то я - екатеринбургский поэт, я человек связанный с этим городом, этой землёй.
Ю.Г.: Огромное спасибо за интервью, Сергей!
С.И.: Всегда пожалуйста.